Меню
12+

Сетевое издание «Когалымский вестник»

03.11.2022 10:42 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 85(1393) от 03.11.2022 г.

ЛЮБОВЬ И НЕНАВИСТЬ ГРЕШНИКА

Автор: Страницу подготовила насельница Патриаршего подворья Пюхтицкого монастыря инокиня Наталья. С расписанием богослужений можно ознакомиться в социальной сети «ВКонтакте» в группе «Храм Успения в Когалыме

Нет никакого открытия в утверждении, что мы живем в стране весьма многонациональной и многокультурной. А также в утверждении, что хранение единства в многообразии для народа хорошо, а разделение и дробление — плохо. Но какое же обоснование к единству есть у людей, отличных друг от друга в самом главном — в вопросах веры?

Смотря какой веры! Если в вере есть понимание того, что Бог безусловно желает людям добра, а также что Он всемогущ и всеведущ, то даже при существенном отличии во всех остальных вопросах, основа для гражданского единения есть. И притом — весьма мощная. Самая мощная из возможных.

В самом деле, представление о Боге как Благом Всеведущем и Всемогущем означает, что:

во-первых, Бог благ — то есть Он желает людям блага, а познание истины и жизнь по этой истине, безусловно, — высшее благо.

Во-вторых, Бог всеведущ — Он знает, какие обстоятельства жизни нужны человеку, чтобы тот познал истину, если сам этого хочет.

В-третьих, Бог всемогущ — в Его власти устроить нужные обстоятельства жизни так, чтобы желающий познать истину, познал ее.

Исходя из этого, мы не можем оправдывать не только откровенную враждебность к инакомыслящим, но даже и простую неприязнь. Ведь Господь дал нам еще одно знание: любой человек имеет свои личные отношения с Ним! И если этот человек не пришел еще к познанию Господа просто потому, что не подошло еще его время, — то нам ли вторгаться в эти личные отношения и неприязненно выдавать ему претензии: «Что это ты никак не познаешь истину?! А ну-ка, пошевеливайся! Сейчас мы тебя вразумим...»

Тот, кто оправдывает свою неприязнь к инакомыслящим, тот имеет неверные представления о Боге. Да-да, он может читать без запинки Символ веры или какое-то иное исповедание (в других религиях), но в глубине души он не понимает, что Бог благ, всеведущ и всемогущ.

* * *

Но, возразит кто-то, пророки именно что обличали заблуждающихся и отступающих от истины... Они говорили об отступивших от веры и от заповедей Божиих с гневом — пылко, яростно! А пророки — это те люди, которым Бог открывался наиболее ясным образом, которые лучше других знали, каков Он.

Да! Но обличали они не по ненависти, а по любви! У них сердце горело от переживаний за свой народ, ибо как святые Божьи люди они скорбели об ожесточении нераскаянных грешников, а как Божьи пророки они знали, к чему приведет их народ богоотступничество... и скорбели еще более. Их слова — жесткие, обличительные — рвались из глубины скорбящей о соплеменниках души.

Они ненавидели грех, но жалели грешников; они бичевали заблуждение народа, но самому народу желали только добра. Наша же неприязнь к тем, кого мы считаем заблуждающимися — это именно неприязнь. Она не имеет никакого отношения к любви истины, а проистекает чаще всего исключительно из помраченного грехом сердца.

* * *

Подобного рода заблуждение распространяется не только на нашу неприязнь, но и на то, что мы считаем любовью. Нередко ведь и свою ненависть к иноплеменникам человек умудряется оправдывать любовью к единоплеменникам. «Моему, — говорит он, — народу столько всяких неприятностей от другого народа, что у меня сердце кровью истекает от сострадания... поэтому я и ненавижу тот народ!»

Но любовь — это максимально содержательное чувство. Бог — Творец мира и источник жизни — есть любовь! И потому: если чья-то любовь реализуется только в ненависти, то такой человек обманывает и других, и себя — он не любит.

Любовь к своему народу и стране должна выражаться в делах, в любви к творчеству — к созидательной деятельности на благо соплеменников и сограждан

Однако на этот пути должно приложить усилия, чтобы не впасть в противоположное заблуждение — больное и уродливое — когда мы путаем любовь к Родине или к своему народу с некритической горделивостью. Худая вещь — чрезмерная критичность, легко переходящая в критиканство... но другая крайность ничуть не лучше.

Когда человек в прошлом и настоящем своего народа буквально все видит исключительно в розовом свете, он обязательно придет к оправданию неправд. А это Господу в высшей степени неугодно. Как оговор правды погрешает против Духа Святого, так и оправдание неправды. Оправдать можно человека, сотворившего неправду, — потому что человек слаб, а Господь наш милосерд. И еще потому, что нам открыто покаяние. Но оправдать неправду нельзя. И неважно, чья это неправда и насколько нам дорог тот, кто ее сотворил.

Прочтите стихи русского мыслителя Алексея Хомякова — как резко он говорит о недостатках своего Отечества! Мысль истинного патриота России все время страдает от мучительного осознания несоответствия призвания его великой Родины с ее униженным грехами положением. Тот, кто любит свой народ, не обеляет его неправд, а скорбит о них.

В этом отличие боголюбивой человеческой души от души растленной и грехолюбивой. Гнев ее бывает праведный и растворенный состраданием; ненависть направлена не на грешника, но на грех, А любовь ее истинная — чистая, жертвенная, не замутненная никаким недобрым устремлением. У грехолюбивой же души все наоборот — любой мед она растворяет дегтем.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

1