Меню
12+

Сетевое издание «Когалымский вестник»

07.10.2022 15:36 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 77(1385) от 07.10.2022 г.

МОЛИТВА О ВОИНАХ И ДРУГИЕ ВОПРОСЫ

На прошедшей неделе в Когалыме, как и по всей стране, состоялась отправка мобилизованных граждан на службу в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации. Поддержать когалымчан пришли не только их родные и близкие, но и все неравнодушные к этому событию жители города. В социальных сетях горожане продолжают писать слова поддержки. И, даже те, кто считал себя неверующими, сейчас вспоминают о Боге и просят у Него защиты и помощи. Кто-то задался вопросом, как правильно молиться за воина, какие именно слова произносить… На эти и другие вопросы корреспонденту нашей газеты ответила насельница Пюхтицкого подворья в городе Когалыме инокиня Наталья.

- Матушка Наталья, существуют ли специальные молитвы, оберегающие воинов? Обязательно ли придерживаться точного текста, учить наизусть или можно произносить близко к тексту?

- Давайте сразу договоримся учитывать, что в богословии важна точность формулировок. Как, впрочем, и в любой другой серьезной области человеческого знания. Поэтому я сразу уточняю: оберегать может только кто-то; а что-то может лишь защищать.

Бронежилет может защитить тело человека от пуль и мелких осколков, дот — от малокалиберных снарядов. А оберегать могут: мать — дитя; пограничники — границу; даже собака — хозяина... но никак не «вещь — человека». Поэтому молитва, как текст, в принципе не может оберегать. И более того: само рассуждение об «оберегах» — оккультное, и глубоко противно духу христианства.

Запомним это: молитва как текст, — это безличное явление, и как таковое оберегать не может. А может оберегать Бог, к Которому восходит наша молитва, потому что в таком случае этот текст становится обращением нашей личности к Личности Божественной. И еще могут оберегать те, кто за свою любовь и верность Богу имеют к Нему дерзновение, — это ангелы и святые.

Но и тут не все так просто, потому что есть еще вопрос: предполагается, что оберегать надо от зла... а что считать злом? Бедствия и страдания — далеко не всегда бывают для нас злом. Вспомним, сколькие люди стали хуже от удачи и удовольствий? А вот от скорбей и страданий — наоборот — многие смягчаются и становятся лучше.

Так что, хотя обращаться к Богу в молитве мы можем и «своими», как говорят в народе, словами, но принято использовать такие тексты, которые составили святые люди. Потому что человек, далекий от благочестия, «своими» словами может обратиться к Богу с настоящей околесицей, где будут смешаны в кучу оккультные «заговоры», нелепые утверждения и шкурные пожелания. Поэтому важно понимать слова произносимых молитв — только понимание сути даст человеку свободу в «своих» словах.

- Святой князь Александр Невский считается покровителем военнослужащих. К каким еще святым можно обращаться с молитвами о том, чтобы они уберегли наших мужчин на поле боя?

- На примере Александра Невского легко объяснить, что для воина самое страшное. Все мы знаем статистику: из ста человек умирает сто — никто не останется на этом свете навсегда. И не факт, что человек, успешно вернувшийся с войны или не попавший на войну, будет жить долго и счастливо — все мы на этом свете гости. Поэтому, хотя и страшно погибать на войне, но гораздо страшнее потерять там человеческий облик...

И тут опыт благоверного князя ни с чем не сравним: он жил и бился в самые суровые для нашей страны времена, когда люди сражались только холодным оружием и лицом к лицу. Кроме того, это было время безмерного политического давления на народ и воинство вообще, а на его военачальников — в частности. То есть, во время боя человек вынуждался максимально звереть. А Александр Невский вел победоносные битвы, не зверея, и был безукоризненным дипломатом, не давая слабины.

Еще на Руси очень почитался покровителем воинов святой великомученик Димитрий Солунский (память 8 ноября по новому стилю). Он пострадал за Христа еще в начале IV века, в Солуни (нынешние Салоники). И хотя он не был ни русским, ни славянином, но почитание его на Руси было исключительным. Людей поражало мужество богатого и знатного юноши, который вместо гарантированной ему высокой государственной карьеры предпочел умереть за Христа.

Про великомученика Георгия Победоносца, думаю, вообще все слышали.

- Есть ли в храме Пюхтицкого подворья их иконы, чтобы прихожане могли поставить свечу за здравие своих воинов?

- У нас в храме есть икона, где изображены все три святых воина. Еще покровителем воинов почитается архангел Михаил — архистратиг (то есть полководец) всех Сил Бесплотных. Его икона есть практически в любом храме, а в нашем их четыре. Да и любой святой и ангел будет человеку защитником и хранителем, если человек будет обращаться к ним с искренним усердием и угодной Богу просьбой.

Впрочем, свечу не обязательно ставить перед какой-то конкретной иконой — можно поставить в любом месте храма, а к иконе подойти — помолиться. Потому что функция иконы — возвести наш ум к общению с личностью святого, а функция церковной свечи — совершить пожертвование на нужды богослужения. Поэтому свечи приобретаются в том храме, где ставятся: закупать их где-то пачками, а потом разносить по храмам — глупо.

Но самое важное поминовение, которое совершается в Церкви, это не свечи, а молитва за человека на Литургии. Причем вариант «написать записки и идти по своим делам», мягко скажем, крайне несовершенный. Лучше уж ни записок не написать, ни свечей не поставить, но постоять на службе и помолиться за близкого... это лучше, чем «откупиться» записками и свечками, а на общую молитву так и не собраться.

Не дай Бог что-то случится — опыт показывает, что люди потом просто с ума сходят, вспоминая, что пока с близким все было нормально, у них никак не находилось времени, чтобы за него помолиться.

- Вполне естественно, что больше и чаще всего о призванных думают их матери и жены. А каким образом могут помолиться за них их друзья или коллеги?

- Все молятся за ближних (и дальних) одинаково: в общей молитве — в храме, в частной молитве — где угодно еще. И через добрые дела поминают человека. Но молитва матери имеет особое дерзновение. Приведу две истории.

Первую рассказал парень, вернувшийся из Афганистана. Их взвод напоролся на засаду. Расстреливали в упор, а скрыться было некуда. Легкораненый, он упал и притворился мертвым. Чтобы уйти, ему надо было не шелохнувшись пролежать под цепкими взглядами душманов целый день на испепеляющей жаре. Ранение усугубляло и без того нестерпимые страдания от жажды. Но когда ему приходило на ум, что смерть легче таких мучений, он вспоминал маму. Он думал, как она молится сейчас за него и ему становилось легче. Так он долежал до темноты и потихоньку уполз к своим. А когда вернулся домой, мать первым делом спросила его, что было с ним в тот день. Он удивился — откуда она знает. Но она ничего не знала. Просто в тот день с утра почувствовала такую тревогу за него, что не могла найти себе места. Когда начинала молиться, становилось легче, но стоило отойти от святого угла — тяжкое предчувствие наваливалось вновь. И она решила молиться до тех пор, пока это не прекратится. И молилась весь день, до глубокой темноты. Наконец ночью у нее отлегло от сердца — он в это время выходил к своим.

Но печальную историю поведала другая мать. Ее сын увлекался альпинизмом. Однажды ей сообщили, что на лагерь сына сошла лавина. Мол, поиски идут — не теряйте надежды. Известие ошеломило ее. Как потерянная начала звонить знакомым, жаловаться, советоваться. О чем?.. зачем?.. Кто-то подсказал ей пойти в церковь помолиться. Она пошла. Там посоветовали молиться Божией Матери и дали акафистник. Сперва она молилась усердно, стараясь вникать в незнакомые слова. Но постепенно первый порыв прошел, и на нее навалилась тяжесть. Гнетущие мысли долбили со всех сторон и заглушали слова молитв — какой в этом толк?! как это поможет?! зачем я теряю здесь время?! Она не выдержала и ушла.

Завтра она узнала: сына завалило в палатке и там осталось немного воздуха. Он был человек сильный и тренированный — и начал откапываться. Он не дошел до поверхности совсем чуть-чуть — и задохнулся. Даже спасатели удивлялись потом, как мало отделяло его от жизни.

- Вы сказали, что человека можно поминать через добрые дела. Значит ли это, что можно совершать милостыню и за живых?

- Конечно. А в чем вопрос? Другое дело, что это должны быть реальные добрые дела, а не формальные подачки побирушкам. Причем, милостыня может быть и не материальной. Простить людей за полученные обиды, не осуждать других, не злобиться — это тоже милостыня!

- Как еще можно выразить свою духовную поддержку самим военнослужащим и их родным?

- Духовную — только молитвой и милостыней. А чтобы они были угодны Богу, надо работать над собой — каяться в согрешениях и исправлять жизнь.

- В числе призванных — люди разных национальностей и разного вероисповедания, но это не мешает всем нам общаться и дружить. Если, к примеру, у православного человека был призван на службу друг-мусульманин, каким образом он может помолиться за него и вообще можно ли это делать?

- За близких мы не только можем, но и обязаны молиться. Другое дело, что человека, который не принадлежит Церкви, нельзя вписывать в церковные записки. Но остается еще личная молитва и добрые дела.

- А свечи в храме можно ставить за мусульман?

- На этот счет нет никаких правил. У нас практика такова, что не только православные ставят свечи за мусульман, но, случается, и мусульмане заходят поставить свечи. Свеча — это же еще и символ молитвы — ее огонь всегда устремлен вверх.

- Будут ли проводиться в Храме Пюхтицкого подворья службы, посвященные нашим воинам? Если да, то в какие дни?

- Каких-то особых служб «о воинах» Устав не предусматривает: о живых молятся на молебне, о усопших — на панихиде, а главное поминовение совершается на Литургии, где молятся обо всех. Но любую из этих служб можно посвятить кому-то по преимуществу. Вообще у нас Литургия служится 5-6 раз в неделю, но теперь на одной Литургии в неделю — по субботам — мы будем молиться преимущественно о воинах.

Хочется подчеркнуть, что участие в таком богослужении особенно важно для близких воина. Потому что пока, как бы люди не расстраивались, но какого-то их усердия к молитве не заметно — записки они пишут, но сами молиться не идут.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

334