Меню
12+

Сетевое издание «Когалымский вестник»

30.08.2024 09:16 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 48(1560) от 30.08.2024 г.

К учебному году - готовы!

В минувший четверг в стенах МАУ «Детская школа искусств» состоялось традиционное пленарное заседание, посвященное новому учебному году. На площадке состоялось награждение педагогических работников сферы образования города, были проанализированы результаты развития муниципальной системы образования, определили задачи и ключевые направления развития следующего учебного года и обсудили темы, связанные с образованием в целом.

Важной частью мероприятия стал доклад Александры Лаврентьевой, начальника Управления образования Администрации города Когалыма. «От национальных целей — к качеству образования и воспитания в Год семьи» так звучала тема анализа результатов и определения основных задач развития муниципальной системы образования. И это понятно, ведь в Год семьи особое внимание уделено сохранению традиционных семейных ценностей. Система образования принимает активное участие в этой работе. Именно педагог является ключевой фигурой в формировании будущего общества, его производственных сил, науки и культуры.

Мероприятия Года семьи уже охватили разные направления деятельности: приняты решения по совершенствованию положения семей с детьми, охране здоровья граждан, проведены культурно-массовые, спортивные и общественные мероприятия, продолжает вестись работа по укреплению семейных ценностей и ответственного родительства.

Также примером масштабного проекта, объединяющего детей, учителей и родителей, является всероссийский проект для начальной школы «Орлята России». В городе Когалыме в 2023-2024 учебном году в проекте участвовали более 3500 детей. Проведены учебные занятия, торжественные и праздничные мероприятия, профильные смены, игры военно-патриотического содержания.

Работа в рамках всероссийского проекта «Орлята России» будет продолжена и в новом учебном году. Он играет значимую роль в формировании будущего поколения граждан, готовых к активному участию в жизни общества и принятию ответственности за свое Отечество. Поэтому важно обеспечить включение младших школьников в данный проект.

- Во втором полугодии 2024 года нас ждут новые интересные мероприятия, посвященные Году семьи. Так, продолжается прием заявок на региональный этап Всероссийского конкурса сочинений, он продлится до 18 сентября, одно из тематических направлений конкурса посвящено семье и семейным ценностям, — подчеркнула Александра Николаевна. — Российским обществом «Знание» учреждена номинация для просветительских проектов и просветителей, способствующих укреплению института семьи и семейных ценностей. Участвовать в конкурсе на получение премии «Знание» могут психологи, воспитатели, семейные консультанты, лидеры мнения среди родителей, а также программы родительского просвещения. Прием заявок продлится до 30 сентября.

Александра Лаврентьева также отметила, что проведение и участие в мероприятиях, посвященных Году семьи, это общий вклад в решение долгосрочных целей национальной политики по воспитанию гармонично развитой, патриотичной и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей.

В своем докладе начальник Управления образования сообщила и о нововведениях, которые ожидают школьников. С 1 сентября 2024 года на основе новых нормативно-правовых документов в системе общего образования вступают в силу изменения в Федеральные государственные образовательные стандарты, федеральные рабочие программы, будут введены новые учебные предметы.

Изменения коснутся преподавания технологии. Теперь этот предмет называется «Труд (технология)». Он входит в перечень предметов, для которых обязательно непосредственное применение федеральной рабочей программы.

«Труд» интегрирует знания по разным учебным предметам и является одним из базовых для формирования у обучающихся функциональной грамотности, технологического, проектного, креативного и критического мышления. Перед учителями стоит задача усилить предметно-практическую деятельность уроков.

Еще один новый предмет, который вводится с 1 сентября 2024 года — «Основы безопасности и защиты Родины» или сокращенно «ОБЗР». Изучать этот предмет будут учащиеся с 8 по 11 классы. Он не просто заменит ОБЖ в названии. Ему отводится особая роль в обеспечении формирования у школьников целостного видения всего комплекса проблем безопасности, включая глобальные. В условиях появления новых вызовов и угроз возрастает приоритет вопросов безопасности, их значение не только для самого человека, но также для общества и государства. В рамках учебного предмета школьники освоят знания и умения, которые помогут подготовиться к военной службе. Содержание предмета структурно представлено одиннадцатью модулями, один из которых «Основы военной подготовки», его основная задача — обучение школьников начальной военной подготовке. Кроме того, планируется ведение учебных сборов в 8-м классе (в течение трех дней). В 10-м классе сборы также остаются.

В связи с внесенными изменениями в федеральное законодательство в сфере образования к 1 сентября 2024 года общеобразовательным организациям необходимо обновить основные образовательные программы. Кроме изменений, связанных с учебными предметами «Труд» и «ОБЗР», из-за изменившейся геополитической обстановки актуализировано содержание федеральных рабочих программ по литературе и географии.

Изменения коснулись также программ по физкультуре, на трех уровнях образования обновили модуль «Дзюдо» и добавили новые модули более чем по 15 видам спорта.

Александра Лаврентьева подробно остановилась на анализе достижений образовательной системы Когалыма и конкретизировала задачи на предстоящий период по ключевым направлениям: воспитание, знания и кадры.

Отдельно отметим направление «Воспитание», ведь это один из важнейших процессов формирования личности человека. Воспитание детей и молодежи — это стратегический общенациональный приоритет, требующий объединение усилий различных социальных институтов и ведомств. Воспитательная работа в 2023 — 2024 учебном году была направлена на создание единого воспитательного пространства, укрепление воспитательных функций образовательных организаций. Среди приоритетных направлений отмечена работа по гражданско-патриотическому воспитанию детей. И сегодня во всех общеобразовательных организациях реализуются программы гражданско-патриотического воспитания: функционируют клубы, кружки и объединения гражданской и военной — патриотической направленностей; активно развивается Юнармейское движение, продолжают работать кадетские классы, в трех общеобразовательных организациях работают школьные музеи. В дошкольных образовательных организациях также ведется работа по гражданско-патриотическому воспитанию: реализуются проекты по формированию патриотических чувств старших дошкольников в условиях юнармейского движения. За учебный год было проведено более 450 мероприятий гражданско-патриотической направленности при 100 % охвате обучающихся. Причастность к происходящим сегодня в России историческим событиям имеет огромный воспитательный потенциал. В 2023-2024 учебном году в образовательных организациях города организовано проведение акций, направленных на поддержку военнослужащих, участвующих в специальной военной операции.

Дети должны расти на реальных примерах героизма и отваги. Поэтому так важно участие ветеранов СВО в патриотическом воспитании школьников и молодежи. В течение прошедшего учебного года в образовательных организациях города сложилась практика проведения встреч, классных часов с приглашением участников специальной военной операции.

Одним из элементов воспитания является навык самостоятельного принятия решений, в связи с чем продолжает развиваться система ученического самоуправления. В процессе создания пространства равных возможностей для детей и молодежи, предпринимаются значительные усилия для формирования современного активного гражданина посредством участия в деятельности Российского движения детей и молодёжи «Движение Первых». В течение года были оформлены школьные пространства «Движения Первых», что позволило нашим школам принять участие во Всероссийском конкурсе школьных пространств, где «Школа — сад №10» заняла 3 место.

Две общеобразовательные организации города, школы 7 и 8, стали победителями конкурса губернатора автономного округа на развитие гражданского общества в номинации проектов «Движение Первых». Обучающиеся совместно с педагогами-наставниками представили на конкурс проектные предложения по созданию «Центра Первых Инициатив» и Школьного медиа-центра. Участие в конкурсе — это не только привлечение денежных средств на реализацию проектов, но отработка с учащимися на практике навыков социального проектирования, командной работы для решения общественных задач.

Еще одним из значимых событий 2024 года стало открытие первой в России Академии ШКИБ. Именно такой статус был присвоен средней школе №7 города Когалыма решением экспертного совета Научно-исследовательского финансового института Министерства Финансов Российской Федерации.

В рамках ключевого направления — знание, предусматривающего предоставление каждому обучающемуся качественного общего образования, начальник Управления образования Администрации города отметила качество базовой подготовки, которые можно оценить по количеству выданных аттестатов и результатам государственной итоговой аттестации.

В 2024 году выросло количество выпускников, получивших 100 балльные результаты. Когалымские выпускники наряду с золотыми медалями Российской Федерации «За особые успехи в учении I степени» награждены и серебряными медалями «За особые успехи в учении II степени», всего медали получили 57 человек (15,2%).

В новом учебном году с целью воспитания научно-технических кадров для региональной экономики в автономном округе начнется реализация проекта «Школы — ассоциированные партнеры «Сириуса». Будет создана сеть ведущих образовательных организаций, реализующих системное углубленное естественно-научное образование. В число 11 школ округа — ассоциированных партнеров Сириуса вошла средняя школа №8 города Когалыма. Классы «Сириус» будут открыты на базе 7 и 10 классов, зачисление в которые пройдет после успешного выполнения учащимися диагностических работ.

В рамках развития инженерно-технического и естественно-научного образования в Югре в новом учебном году запускается проект по созданию сети математических кружков для обучающихся общеобразовательных организаций, основной целью которого является повышение качества математического образования в школах. Проект рассчитан на 3 года, математические кружки будут действовать для обучающихся 3-4 и 5 классов. Кроме того, с 1 сентября запускаются региональные сетевые программы дополнительного образования детей для школьников 8-9 классов по техническим и естественно-научным направлениям, значимым для развития региона. Во всех муниципалитетах Югры будут открыты технологические кружки.

Со слов Александры Николаевны, в 2024 году учащиеся школ города стали победителями престижных олимпиад по математике, астрономии, физике. Значимые результаты в олимпиадах говорят о том, что работа с одаренными детьми в школах города проводится.

Достижение обозначенных выше задач неразрывно связано с деятельностью педагогических команд. Ключевым условием является развитие личностных и профессиональных компетенций педагогических работников.

Важно добиться укрепления роли педагогов в вопросах воспитания.

Сегодня, именно педагог, совместно с семьей, другими социальными институтами работает на сохранение традиционных ценностей и патриотическое воспитание, обучает основам безопасности, формирует основу здорового образа жизни.

- Достижение национальных целей развития требует формирования современной, гибкой и эффективной системы управления. В реализацию мероприятий должен быть вовлечен широкий круг заинтересованных лиц, различные социальные институты и ведомства, а также бизнес и общественные организации. Системе образования и родительской общественности в этой работе отводится значимая роль. Как говорил Антон Семеновича Макаренко: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги».

Поэтому в Год семьи наша задача объединить усилия школы, семьи и других структур, построить действительно партнёрские отношения для достижения национальных целей развития, — отметила в завершении Александра Лаврентьева.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

7