Меню
12+

Еженедельное общественно-политическое издание «Когалымский вестник»

25.02.2022 10:14 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 14 от 25.02.2022 г.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОТСУТСТВИЕ ТЕХОСМОТРА

Даже если легковой автомобиль попал из-за неисправности в ДТП и у него нет действующей диагностической карты, то в том случае, если его владелец — физическое лицо, страховщик не вправе требовать с него возмещения расходов пострадавшим. Такое важное для всех разъяснение дал страховщикам Центробанк, придав и без того добровольному техосмотру еще больше добровольности.

Напомним, что после того, как техосмотр для легковых автомобилей физических лиц стал добровольным, у этих самых лиц возникла масса опасений. Главное — не начнут ли их штрафовать за отсутствие действующей диагностической карты с 1 марта, когда вступят в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые вводят за это штраф? И как быть с положением закона об ОСАГО, который предусматривает, что в случае, если ДТП совершено по причине неисправности легкового автомобиля, у которого нет действующей диагностической карты, страховщик вправе взыскать с него все, что он заплатил пострадавшим в этом ДТП?

По поводу штрафа Госавтоинспекция пояснила, что он будет накладываться на тех водителей, которые управляют транспортным средством без диагностической карты, которую получить обязаны. То есть только на водителей грузовиков, автобусов, такси и легковых автомобилей, принадлежащих юридическим лицам или задействованных в коммерческой деятельности или в служебных целях. Владельцам легковушек — физическим лицам ничего не грозит.

А теперь и Центробанк дал разъяснение страховщикам. В нем говорится, что, согласно исправленной редакции закона о безопасности дорожного движения, не подлежат техосмотру легковые автомобили и мототранспортные средства, принадлежащие на праве собственности физическим лицам и используемые ими исключительно в личных целях, не связанных с иной деятельностью. В том числе с предоставлением услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, осуществлением перевозок пассажиров, использованием личного транспорта в служебных целях. Предъявление страховщиком регрессных требований к лицу, причинившему вред по основанию, предусмотренному законом об ОСАГО, возможно только в случаях, когда транспортное средство виновника дорожно-транспортного происшествия подлежит техническому осмотру в соответствии с законодательством.

То есть страховщик может предъявить регресс виновнику аварии, если он управлял автобусом, такси, грузовиком, оборудованным для перевозки пассажиров, а также спецтранспортом, предназначенным для перевозки опасных грузов, если срок действия диагностической карты на этот автомобиль истек.

Страховщик может выставить регрессные требования виновнику ДТП, если он управлял неисправным грузовиком, а также легковым автомобилем, принадлежащим юридическому лицу либо используемым для коммерческой деятельности или в служебных целях, если на момент ДТП срок действия диагностической карты истек. Водителю легковушки, принадлежащей физическому лицу, страховщик не может выставить регресс, даже если ДТП произошло из-за неисправности автомобиля и у него не было диагностической карты. Ведь техосмотр он может проходить по собственному желанию.

Но это не означает, что на дорогах будет ездить неисправный транспорт.

Госавтоинспекция будет запрещать эксплуатацию неисправных автомобилей. Чтобы снять запрет, потребуется пройти внеочередной техосмотр. Если этого не будет сделано за семь дней, то будет изыматься свидетельство о регистрации автомобиля. Соответствующий законопроект одобрила правительственная комиссия по законопроектной деятельности.

Сейчас, при выявлении неисправной машины на дороге, у сотрудников ГИБДД нет, по сути, никаких механизмов заставить автовладельца привести авто в порядок. Действующим Кодексом об административных правонарушениях за это предусмотрен лишь штраф 500 рублей. Исключение — неисправные тормоза, рулевое управление и тягово-сцепное устройство. При таких неполадках автомобиль может быть задержан. Но при этом нет механизма, который позволял бы убедиться, что после задержания на дорогу выедет действительно исправная машина. Выехать со штрафстоянки машина может на эвакуаторе якобы в сервис, разгрузиться за углом и дальше поехать своим ходом.

Как отметил председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев, законопроект предполагает установить механизм запрещения эксплуатации транспортных средств при наличии у них неисправностей и условий, создающих угрозу безопасности дорожного движения.

- Количество ДТП с участием транспортных средств, имеющих неисправности, за пять лет (с 2015 по 2020 год) выросло на 199,9%. В 2015 году было 2 553 таких ДТП, в 2020-м — 7 658. Количество погибших в этих ДТП граждан увеличилось более чем в два раза. В 2015 году — 538 человек, в 2020-м — 1 223 человека. Предлагаемые изменения позволят исключить из процесса дорожного движения транспортные средства, создающие угрозу его участникам, — рассказал Владимир Груздев.

Законопроектом вносятся поправки в законы о безопасности дорожного движения, о техосмотре и о регистрации транспортных средств. Ими устанавливается, что если инспектор выявил у автомобиля неисправность, которую нельзя устранить на месте, то он запрещает эксплуатацию. При этом действие диагностической карты, если она есть, приостанавливается. У водителя есть возможность доехать до места стоянки или ремонта автомобиля. После того как неисправность устранена, автомобиль необходимо будет отогнать на внеочередной техосмотр. Такое новое понятие появится в законе о техосмотре. На нем будет проверятся только то, из-за чего был наложен запрет на эксплуатацию. Оформленная по его итогам диагностическая карта автоматически снимет наложенный запрет.

Если автомобиль с наложенным на него запретом продолжает ездить по дорогам по истечении семи дней, то инспектор изымет свидетельство о регистрации автомобиля. То есть у автовладельца есть неделя на устранение неисправности. В первоначальном варианте законопроекта на это давалось трое суток.

Без свидетельства о регистрации автовладельцу будет сложнее снять запрет. Отремонтированный автомобиль придется везти на внеочередной техосмотр на эвакуаторе. Потом ехать в ГИБДД забирать свидетельство и только после этого можно будет выезжать на дороги на своем автомобиле.

Кстати, если свидетельство о регистрации изъято в связи с запретом на эксплуатацию, будут запрещены регистрационные действия с машиной. Это на тот случай, если кто-нибудь после изъятия у него СТС захочет получить в ГИБДД его дубликат.

Отдельно надо сказать, за какие неисправности грозит запрет эксплуатации. Они должны быть установлены постановлением правительства. Проект перечня таких неисправностей МВД подготовлен. В частности, запрещена эксплуатация будет при неисправности тормозов, рулевого управления, световых приборов, ремней безопасности, незаконном внесении изменений в конструкцию.

Соб. инф.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

4