Меню
12+

Сетевое издание «Когалымский вестник»

03.09.2021 11:33 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 70 от 03.09.2021 г.

ГИД ПО ГИДУ

Автор: Олеся Дементьева.

Интереснее экскурсии в океанариуме может быть только экскурсия в океанариуме в сопровождении экскурсовода. В компании с этим специалистом перед нами открывается совершенно иной мир, в котором каждый подводный обитатель становится не просто «ой, смотри, какая рыбка красивая», а гидробионтом со своей историей, названием, характером и пищевыми привычками. И вот мы уже не просто бесцельно бродим по коридорам с аквариумами, а наблюдаем за настоящей цивилизацией и жизнью почти разумных существ. А вы когда-нибудь задумывались над тем, из чего складывается день экскурсоводов и где они берут все свои занимательные факты? Сегодня наш корреспондент Олеся Дементьева в рамках уже полюбившейся вам рубрики провела день с гидом океанариума «Акватика» и готова поделиться с вами тонкостями этой профессии.

Получается, что я сегодня буду неполноценным гидом для посетителей океанариума, но зато полноценным гидом для вас в профессию экскурсовода.

«Тетя Лена»

Для начала познакомьтесь с моей наставницей Еленой Бирюковой. Некоторые школьники на экскурсиях зовут ее просто «тетя Лена». Хотя на самом деле, Елена никакая не «тетя», а юная девушка с образованием историка. Некоторое время после института она работала преподавателем в школе, затем — гидом в Музейно-выставочном центре. Работа экскурсоводом в «Акватике» всегда привлекала ее и казалась очень необычной и интересной. Поэтому, как только там появилась вакансия, Лена воспользовалась шансом попасть на работу-мечту.

Специального образования экскурсоводу не требуется. Только желание и трудолюбие. Конечно, опыт преподавания и проведения экскурсий в «анамнезе» Елены стал бонусом, так как большую часть времени гид работает со школьниками. Перед началом трудовой деятельности в «Акватике» Лене пришлось усвоить огромный объем информации. Здесь обитает около 220 видов рыб, из которых примерно 100 нужно узнавать «в лицо». Помимо этого, экскурсовод обязан знать технические особенности работы аквариумов, все о воде в них и еще много различных нюансов, касающихся систем работы океанариума.

- Мне потребовалось две недели, чтобы начать полноценно проводить занятия с детьми, — вспоминает Елена. — Подготовка к первой экскурсии заняла месяц. Во время подготовки я очень много наблюдала за рыбами, за их повадками и привычками. Читала в интернете, искала интересные факты, которыми впоследствии могла бы поделиться с гостями океанариума.

Интересными фактами экскурсовод, конечно, может и не пользоваться, если хочет, чтобы экскурсия была скучной и пресной. Лене же хотелось, чтобы ее слушали, поэтому свою типовую экскурсию, которую дают под зубрежку всем новичкам, она постоянно дорабатывала и сдабривала необычными деталями из жизни водных обитателей. Надо сказать, что этим она занимается и по сей день в свободное время.

А когда у гидов свободное время?

Рабочий день начинается в девять. Все экскурсии на день расписаны заранее. Сегодня у нас их пять. С десяти до трех каждый час будем водить по океанариуму группы школьников. В два часа по расписанию начинается кормление рыб, которое здесь тоже собирает немало зрителей. На этот час гид превращается в комментатора и подробно рассказывает собравшимся о том, как проходит кормление. Это похоже на работу спортивного комментатора, только перед глазами, вместо спортсменов, рыбы.

До первой экскурсии есть час. Если на день запланированы занятия (а они здесь проводятся часто) с ребятами в учебном классе, то это время Лена посвящает подготовке класса к работе, проверке аппаратуры, сбору материалов для уроков и мастер-классов. К слову, все задания и программы экскурсоводы разрабатывают самостоятельно. Помимо занятий, девочки придумывают различные тематические мероприятия, квесты, образовательные игры и все то, благодаря чему посещение океанариума превращается в целое приключение. Например, есть у них так называемый «Русалочий день», когда в большом аквариуме плавает девушка в костюме русалки. Зрелище впечатляющее, обязательно сходите. На сегодня ничего такого в планах нет, и если бы меня не было рядом, то Лена, скорее всего, занялась бы самообразованием и подборкой очередной порции «интересностей» для экскурсии.

Экскурсия.

Встречаем у входа группу школьников из 25 человек. Дети возбуждены и нетерпеливо подпрыгивают в ожидании начала «путешествия». Многие из них в океанариуме впервые. Но есть и «бывалые», их легко отличить от «новичков»: с видом знатоков они расхаживают и делают вид, что они тут давно все изучили и даже сами помогали писать экскурсионный текст.

Дети в группах разные, но условно делятся на тех, кто внимательно слушает и следует за гидом по пятам и тех, кто предпочитает бегать по океанариуму с друзьями, громко обсуждая между собой увиденное.

Я с удовольствием слушаю Лену. Текст программы действительно изобилует новыми для меня знаниями: бычерылые скаты любят баловаться и дразнить водолазов, зебровые акулы своим поведением напоминают кошек и обожают, когда их гладят, песчаные тигровые акулы могут напасть на человека только в том случае, если перепутают его с крупным гидробионтом (поэтому чаще всего случаются нападения на серфингистов: из-за своей доски, снизу они и правда смахивают на больших черепах).

Мой интерес разделяют не все ученики, к сожалению. Но все же любознательные — в большинстве.

- Первое время было очень тяжело от того, что не получается собрать всех детей вокруг себя, — признается моя наставница. — Но со временем я поняла, что интересы и способы познания у детей различаются, если кому-то интереснее самостоятельно рассматривать рыб, то я не заставляю их слушать меня, а работаю на тех ребят, кому интересно.

В среднем прогулка с гидом длится 45 минут. Но бывает, что группа попадается любознательная и задает много вопросов, тогда действие затягивается даже на полтора часа.

Вопросы детей — отдельный вид искусства. По секрету скажу, что у девочек есть отдельная папка с перлами детей.

- А ваши акулы когда-нибудь пытались сбежать?

- А что вы будете делать, если она сбежит?

- А рыбки рождаются в рыбьем роддоме?

- А сколько ваших водолазов съели акулы?

- А нам дадут попробовать корм для рыб?

- А когда акула умрет, ее можно съесть?

Впрочем, во взрослой группе забавных вопросов не меньше и самый популярный от мужчин: «А почему у вас рыбалки тут нет?»

Лена рассказывает, что в «зоне российских рек» обязательно кто-то из мужчин воскликнет: «О!! А вот такую я ловил! И даже больше!» И сразу после этой фразы роль гида переходит к опытному рыбаку.

Кормление.

Мы направляемся к большому аквариуму, где группа людей уже устроилась поудобнее в ожидании начала процесса. В два часа в воду погружается водолаз с контейнерами, наполненными едой. Сегодня на обед кальмары.

Рыбы всех мастей и размеров окружают парня и готовы пировать. Лена комментирует и обращает внимание наблюдающих на необычные повадки рыб.

Вот зебровые акулы, словно кошки, вертятся у ног водолаза и ждут не столько порции еды, сколько порции поглаживаний, которые они так любят.

Вот еще одна небольшая песчаная акула разочаровано махнула хвостом и уплыла вглубь аквариума.

Лена поясняет, что кальмары для акул — примерно, как брокколи для человека: полезно, но невкусно.

- Конечно! Человека слопать было бы вкуснее! — шутит один из гостей.

- Съесть человека акуле равносильно тому, что мы с вами съедим пластиковый стакан: для их вкусовых рецепторов человеческое мясо обладает именно таким вкусом, — улыбается гид. — Вместо него любая акула выберет «брокколи» или лучше останется голодной.

Вообще интересность процесса комментирования кормления полностью не зависит от экскурсовода. Моя наставница поделилась, что интереснее всего рассказывать, когда акулы и крупные скаты выплывают «к столу». Но бывают такие дни, как сегодня, когда меню устроило не всех. «Мегалодона» так и не увидели, и Лена даже немного расстроена.

Но мне, как простому обывателю, было интересно наблюдать и за менее привередливыми едоками и отсутствие кого бы то ни было совершенно не расстроило.

Впереди еще две экскурсии и можно выдыхать.

Плюсы и минусы.

Один большой минус этой работы я заметила сама, Лена согласилась со мной. Уже после первой экскурсии ощущается эмоциональная усталость. Работать с большим количеством детей — всегда непросто. Постоянно нужно держать их внимание и заинтересовывать процессами. Очень сложно это сделать, когда вокруг так много гидробионтов, а им хочется только «Немо» и «Мегалодона».

Еще один минус — напряжение голосовых связок. Представляете, что вам в течение дня нужно перекрикивать 25 детей и их педагога, который, призывая их к тишине, кричит еще громче всех.

Но плюсов, безусловно, больше, и Лена сама с удовольствием их перечисляет:

- Океанариум — волшебное место, — размышляет девушка. — Здесь особенная вдохновляющая атмосфера. Благодарные слушатели, горящие глаза детей — большая награда за мой труд. Здесь, как нигде, можно развиваться бесконечно: я в постоянном поиске нового, регулярно открываю для себя вещи, о которых раньше не догадывалась, стала больше читать и смотреть научно-познавательные передачи. И в целом вся концепция морского клуба очень близка мне из-за своей демократичности. Мне повезло, и я могу сказать, что на работу иду с удовольствием.

Я же, в свою очередь, могу сказать, что, если мне однажды придется менять профессию, то свое первое резюме я отправлю в наш океанариум.

Фото автора.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

4