Меню
12+

Сетевое издание «Когалымский вестник»

08.11.2021 10:42 Понедельник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 88 от 05.11.2021 г.

КРАСНОЕ ЗНАМЯ - СИМВОЛ ДРУЖБЫ

Автор: Наталья Меньщикова.

Фото из архива НКО «Кызыл ту».

Мы продолжаем знакомить наших читателей с деятельностью НКО нашего города. Сегодня мы расскажем о местной общественной организации национально-культурного общества казахского народа «Кызыл Ту» (в переводе на русский язык «Красное знамя»).

С чего все началось

Как сохранить и развивать культуру, язык, традиции и обычаи народа сегодня? Как популяризировать национальную культуру в современном обществе? Как привлечь молодое поколение к общественной деятельности? Этими вопросами несколько лет назад озадачился Берден Дияров, нынешний председатель национально-культурного общества казахского народа. Желание укреплять межэтническую толерантность и уважение к культуре других этносов привело к созданию местной общественной организации «Кызыл Ту».

- Встречи казахской диаспоры проходили на постоянной основе, но эти встречи не были официальными. Мы решили создать свое НКО еще в 2015 году, — рассказывает Берден Дияров. — На подготовку и сбор необходимых документов у нас ушло довольно много времени, около года. Огромную помощь нам оказывала Администрация города Когалыма, за что им отдельное спасибо.

Название общества «Кызыл Ту» было выбрано одним из уважаемых старейшин нашего народа — Ануарбеком Курмановичем Есетовым:

- Мы воспитывались в Советском Союзе, и одним из главных символов советской России было красное знамя, объединяющее собой народы всего союза. Поэтому предлагаю дать название нашему обществу «Кызыл Ту» — красное знамя, — вспоминает Берден Рискулович слова старейшины. — Это символ дружбы для нас, символ единства.

Деятельность НКО «Кызыл Ту»

На сегодняшний день в общину входит около 70 человек, но ее численность постоянно увеличивается за счет молодежи, которая активно присоединяется.

Одной из основных задач национально-культурного общества «Кызыл Ту» является сохранение казахского языка, традиций и обычаев народа, поэтому здесь регулярно проводят занятия по казахскому языку, на специальных встречах рассказывают о том, какие обычаи и традиции существуют, показывают, как раньше проводили праздники, обряды посвящения.

С младенчества казахские дети усваивают принцип уважительного отношения к старшим членам семьи в частности, а также старшему поколению в целом. Глава рода для семьи казахов является самым почитаемым человеком. Каждая семья в Казахстане стремится знать свой род до седьмого колена и дальше.

- Как ты будешь относиться к отцу, так твои дети отнесутся к тебе,- именно это слышит молодое поколение на встречах, организованных председателем Берденом Рискуловичем.

В Казахстане не принято спорить со старшими, грубить им, обижать или не слушаться их советов.

Кара шанырак — это древняя казахская традиция, когда младший сын в семье обязан оставаться жить с родителями до их смерти, независимо от собственного волеизъявления.

Помимо этого, на подобных встречах с молодежью огромное внимание уделяют межнациональной дружбе.

- Для того, чтобы жители нашего города жили действительно дружно, необходимо научить нынешнее поколение уважать не только культуру своего народа, но и других национальностей, — заявляет Берден Дияров. — Этому очень способствуют мероприятия, которые проводят в библиотеке, музее, где на различных выставках знакомят с культурой и обычаями других народов, и также рассказывают о традициях, национальной кухне, костюмах казахского народа.

Не забывает общество и о тех, кто нуждается в помощи. С самого начала пандемии совместно с социальной службой города Когалыма члены НКО составляли списки многодетных семей, пенсионеров, тяжелобольных и оказывали посильную помощь в виде продуктов питания, средств защиты от вируса.

- Когда приходит беда, мы никогда не стоим в стороне, — заявляет Берден Дияров. — Мы всегда готовы помочь любому человеку вне зависимости от его национальности. Если есть возможность оказать помощь, оказываем! Тем самым мы, старшее поколение, показываем молодому пример, ведь наши дети все перенимают от взрослых: и хорошее, и плохое. Поэтому необходимо нести в этот мир добро!

Все руководители местных общественных организаций тесно сотрудничают и дружат, совместно решают все возникающие вопросы.

- Мы всегда на связи, — делится Берден Рискулович, — обмениваемся информацией посредством группы, созданной для общения с председателями НКО. Решаем все сообща.

Дружба национально-культурных обществ нашего города идет на благо всех жителей. Своим примером они показывают, что наш многонациональный народ не разучился дружить, что только сообща можно решить любую проблему. Они несут красное знамя дружбы с гордостью, сохраняя и уважая традиции каждого народа.

А теперь немного отвлечемся от серьезных вопросов и познакомим читателей с некоторыми традициями казахского народа.

*Гостеприимство

О гостеприимности казахского народа ходят легенды. Гостеприимство называют национальной чертой народа, подкрепленной многими обрядами в повседневной жизни. Например, если на новое место въезжают новоселы, то ближайшие соседи обязательно приглашают их поужинать. Так упрочняются социальные связи, а новые люди легче вливаются в общину. Традиция называется «Ерулик». Еще один обычай именуется «Бата». Бату произносят старшие аксакалы рода в благодарность за гостеприимство, хорошее отношение и вкусную пищу. Бата читается в стихотворной форме.

Аксакал в Казахстане — это глава рода, самый старый мужчина в семье.

Случайных путников, а также приглашенных гостей казахи угощают самой вкусной едой. Это правило соблюдается строго. В старину те хозяева, которые плохо угостили путника, могли лишиться верблюда, либо лошади, так как им выписывался своеобразный «штраф». Предки казахов были кочевниками, поэтому остановка в незнакомом доме была делом обычным. Данный обычай носит название «Конакасы».

«Конаккаде» — еще один ритуал, связанный с гостеприимством. Так хозяин дома имел право попросить гостя исполнить песню либо поиграть на музыкальном инструменте, чтобы проверить его умения и получить благодарность за теплый прием.

Дорогих гостей в казахском доме привечают особо. Раньше уважаемому человеку, посетившему дом, дарили подарки: коня, соболиную шубу, верблюда, персидский ковер или саблю. В подарок отдавались самые ценные вещи в доме, чтобы выказать уважение значимому члену общины. Традиция носила название «5 ценных вещей». В наше время, в некоторых деревнях Казахстана этот обычай еще имеет силу. Высокая нравственность казахов не снижается и сегодня. По-прежнему, среди народа действует традиция «Белкотерер». Для пожилых людей, нуждающихся в уходе, казахи готовят специальные «мягкие» угощения: мед, масло, колбасу, творог, кумыс.

Свадебные обычаи

Казахская свадьба — грандиозное событие, связанное с множеством ритуалов, соблюдать которые обязаны все новобрачные. В старину мужчина сватался к девушке через жену брата. Невеста могла не видеть своего суженого до самой свадьбы, а если он ей не нравился, она не имела права ослушаться родителей.

Так называемый «калым» за невесту теперь платят не все родители жениха, но семьи из сел и деревень стараются чтить обычай, отдавая семье невесты скот, дорогие ткани и украшения.

Как нам рассказал, Берден Дияров, во время сватовства вместо кольца на палец, невесте одевают золотые серьги. В древние времена вместо сережек, девушкам надевали «укі» (перья совы) на головной убор. Именно так холостые джигиты распознавали, кто из девушек в ауле еще свободен.

Когда «калым» уплачен, жених имеет право впервые навестить невесту в ее доме. Затем молодым позволены редкие свидания до свадьбы под присмотром родителей. После веселой свадьбы с конкурсами и состязаниями, песнями и танцами молодых отправляют в свадебный шатер. Когда бракосочетание состоялось, отец невесты назначает день проводов любимой дочери и дарит всем родственникам жениха одежду.

Казахские игры

У каждого народа есть национальные игры. Казахи собираются вместе, чтобы провести состязания на силу и выносливость. Игры казахов можно классифицировать следующим образом:

· Тымак урып жыгу. Цель игры — сбить с шеста головной убор, сидя на лошади. Состязание проводится с завязанными глазами;

· Алтыбакан. Собрание парней и девушек, на котором они строят качели и качаются вместе. Если в другие места родители могут не отпускать молодежь, то на это мероприятие отпустить должны;

· Кыз куу. Парень и девушка на лошадях играют в догонялки. Когда парень догоняет девушку, он может поцеловать ее, если девушке удается догнать парня, она стегает его плетью;

· Кокпар. Состязание мужчин за тушу барана. Длительная игра, которая может продлиться целый день.

Массовые забавы можно увидеть почти на каждом казахском национальном празднике. Игры данного народа отличаются зрелищностью и особыми правилами, перекликающимися с местной культурой.

Встреча нового года

А вы знали, что в соответствии с восточными традициями, казахи отмечают Новый год (Наурыз мейрамы) 21-23 марта.

Для казахов этот праздник является символом весеннего обновления, торжества любви, плодородия и дружбы. В этот день многие облачаются в национальные казахские костюмы, в городах и аулах проводятся разного рода мероприятия (например, концерты, театрализованные шоу, соревнования по национальным видам спорта), готовятся традиционные блюда, такие как наурыз-коже (ритуальный суп, является символом достатка и изобилия в наступившем новом году и состоит из семи пищевых элементов, например, молока, мяса, масла, пшена, риса, изюма, кукуруза). А чтобы год был щедрым и урожайным, в доме во всю посуду надо было налить молоко, айран, кумыс или простую родниковую воду. В старину к празднованию Наурыз мейрамы люди готовились заранее — старики стригли усы и бороды, доставали самые лучшие и новые наряды, ходили друг к другу в гости, поздравляли родных и близких людей, желая им добра и счастья. В эти дни у казахов было принято проводить различные соревнования, одним из которых было состязание по стрельбе из лука. К состязанию мужчины готовились примерно за неделю, оттачивая свое мастерство до совершенства. Участвовать в соревнованиях могли все — от малышей до стариков.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

60