Меню
12+

Сетевое издание «Когалымский вестник»

25.09.2020 11:19 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 75 от 25.09.2020 г.

КОГАЛЫМУ - 35: КАК РАЗВИВАЛСЯ НАШ ГОРОД

Мы продолжаем публикацию материалов, повествующих об истории нашего любимого города. Сегодня вы узнаете о том, как развивался общественный транспорт, о строительстве первого детского сада, вспомним, как в городе появлялись школы и складывалась система образования. Также наши читатели узнают, как оценивали 35 лет назад пройденный путь и какие перспективы развития города видели народные депутаты.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ

В связи со строительством нового города в отдалении от временного поселка и расположенных там основных предприятий, организаций, социокультурных объектов, большое значение для Когалыма имело создание общественного транспорта. Первоначально пассажирские перевозки между городом и поселком осуществлялись ведомственным транспортом, впоследствии в Когалыме был создан филиал Пассажирского автотранспортного предприятия (ПАТП).

Регулярное сообщение по маршруту «Поселок Когалым» — «Новый город» было открыто 2 марта 1983 года. Интервал движения автобусов составлял 17 минут, а по всему маршруту были установлены благоустроенные остановки.

Длительное время филиал автотранспортного предприятия работал на арендованной производственной базе, постепенно была создана собственная. Это дало возможность значительного улучшения работы пассажирского транспорта. Парк предприятия постоянно пополнялся — так, в 1985 году было запланировано получение до 30 единиц различного транспорта, в 1987 году — до 50.

В связи с тяжелой политической и экономической ситуацией в стране, положение предприятия к началу 1990-х гг. значительно ухудшилось: к началу 1992 г. износ техники составил около 50%, а поступление новой техники практически прекратилось — с 1989 по 1992 гг. было получено всего три единицы.

Тем не менее даже в сложных экономических условиях стоимость проезда на городском транспорте для населения удавалось удерживать на уровне пяти копеек, тогда как себестоимость перевозки одного пассажира уже в 1989 г. составляла 50 копеек, а к 1992 г. достигла двух рублей. Разница в стоимости возмещалась предприятию из городского бюджета.

ДЕТСКИЕ САДЫ

Поскольку Когалым строила преимущественно молодежь, в городе всегда наблюдалась высокая рождаемость, а значит — очень актуальным было возведение детских садов. Уже летом 1976 г. в одном из щитовых домов выделили комнату под школу и две комнаты под детский сад, в детский сад тогда пошли 15 детей.

До 1982 г. единственным в Когалыме был детский сад на 80 мест в поселке СМП-524, затем введены в строй детский сад НГДУ «Повхнефть» на 140 мест и детский сад СУ-951 на 50 мест. В 1983 г. НГДУ «Повхнеть» построило первый детский сад на 280 мест в новом городе, а в 1984 г. дошкольные учреждения пополнились еще тремя детскими садами на 490 мест. Тем не менее в середине 1980-х гг. обеспеченность города детскими садами составляла всего 48% от норматива. Как правило, дошкольные учреждения были либо ведомственными, либо за ними закреплялись шефы из числа предприятий города, которые оказывали им помощь в обеспечении всем необходимым.

В 1987 г. в городе было 14 дошкольных учреждений на 2 654 места, а конце 1990 г. уже 22 детских дошкольных учреждения на 4 730 мест. Количество детей, посещающих дошкольное учреждение, превышало их вместимость на 3%, и это, как правило, приводило к нарушению установленных санитарно-гигиенических норм.

Даже достигнув установленных нормативов по обеспеченности детскими учреждениями, в детских садах Когалыма наблюдалась перегрузка. Это объясняется тем, что норматив рассчитан на 1 000 жителей без учета возрастной структуры населения города, а большая часть жителей Когалыма — молодые люди, что дает высокую рождаемость и количество детей больше, чем в целом по стране.

ШКОЛА

В марте 1976 г. на будущей станции «Когалымской» высадился первый строительный десант, а уже 1 сентября начались занятия в начальной школе. Для школы была выделена одна комната в щитовом доме, из восьми учеников пятеро были первоклассниками. Любопытно, что занятия в школе начались несколько раньше, чем были получены все необходимые документы и утверждены ставки педагогов. Первая учительница Т.С. Барановская, выполняя свои функции, некоторое время числилась проходчицей в СМП-524, единственном тогда предприятии поселка.

1 сентября 1977 г. сдана в эксплуатацию восьмилетняя школа №1. В ее деревянном здании разместились четыре класса и буфет, получавший продукты из столовой СМП-524. Учебный год начали 48 учеников, 8 из которых в 1978 году стали первыми выпускниками когалымской школы.

Поселок стремительно рос, в начале 1980-х гг. прибалтийские строители приступили к строительству нового города. Первая типовая школа №2 открылась в 1983 г. в 1-ом микрорайоне нового города, в 1985 г. открылась школа №3 во 2-ом микрорайоне. В августе 1985 г. Когалым официально стал городом, а в сентябре двери когалымских школ распахнулись для 4 000 учащихся и 230 педагогов. Для координации работы всех образовательных учреждений города в том же 1985 г. был создан Городской отдел народного образования. Он входил в структуру горисполкома и выступал также как консультационный центр по вопросам педагогической технологии, инспектировал школы и оказывал методическую помощь учителям.

В последующие годы развитие системы образования в Когалыме продолжилось. В 1986 г. введена в строй школа №4, в 1987 г. — школа №5. С 1988 г. начала работу школа №6, в 1989 г. — школа №7, в 1992 г. — школа №9, в 1993 г. — школа №8. Завершающим этапом создания школьной сети города стало открытие в 1997 г. школы №10.

Когалымские школы всегда чутко реагировали на вызовы времени и внедряли новые прогрессивные технологии образования: так, уже в 1991 г. на базе школы №7 открылись специализированные экспериментальные классы по изучению основ управленческой деятельности и экономики. В дальнейшем школы города неоднократно становились площадками для внедрения новых методик обучения, углубленного изучения отдельных предметов, комплексного подхода к образованию, основанного на взаимодействии со средними специальными и высшими учебными заведениями. Высокое качество базового образования, которое получают выпускники школ города Когалыма, практически дает гарантию поступления в ведущие вузы страны.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Открывая сессию Когалымского совета народных депутатов 30 августа 1985 г., старейший депутат, директор школы №1 Лилия Петровна Липина сказала:

- Товарищи депутаты! Партийная группа городского совета народных депутатов поручила мне открыть первую сессию городского совета XIX созыва. Позвольте мне выразить сердечную благодарность за это высокое доверие. 15 августа 1985 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР поселку Когалым присвоен статус города. В 1977 г. поселку, где высадились строители железнодорожной магистрали, было присвоено наименование Когалым. Тогда в нем проживало 1 046 жителей. В 1978 г. был образован Когалымский сельский совет. За эти семь лет расцвел и получил быстрое развитие Когалым, где проживают свыше 25 тысяч человек. Ведущей отраслью Когалыма является нефтегазодобывающая промышленность. На его территории дислоцируются более 60 предприятий и организаций. Построены благоустроенные квартиры, школы, детские сады. Заметные изменения произошли в развитии сети медицинских учреждений, торговли, культурном и бытовом обслуживании. Быть советским депутатом — не только огромная честь, но и большая ответственность. Трудящиеся оказали нам высокое доверие, избрав нас депутатами. Принимая почетное звание городского совета, мы постараемся быть достойными доверия народа, это значит активно участвовать в решении задач, которые поставила партия перед трудовыми коллективами города. Думаю, что выражу единодушное мнение, что каждый депутат не пожалеет энергии, опыта, знаний, сил для успешного выполнения высокой миссии депутата.

Подытоживая все вышенаписанное, можно с уверенностью сказать, что «высокая миссия депутатов» продолжает свой путь с далекого 1985 года и по сей день. За эти 35 лет Когалым прошел путь фантастической трансформации от поселка до красивейшего северного города. Все эти годы для когалымчан стали примером того, как должны сами жители и местная власть заботиться, ухаживать, украшать, убирать, освещать — одним словом, любить свой город. Не быстро, а пошагово, планомерно и целеустремленно делать наш город уютней, привлекательней, комфортней. Не нужно искать места для лучшей жизни — надо свой двор, свой поселок, свой город сделать лучше, не стоять в стороне и ждать, когда кто-то за нас это сделает. Самим каждый день делать нашу жизнь лучше!

По материалам Музейно-

выставочного центра

г. Когалыма.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

394