Меню
12+

Сетевое издание «Когалымский вестник»

12.08.2022 10:21 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 62 от 12.08.2022 г.

ЕСЛИ ТЫ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ПОЛЕЗЕН... или инструкция «Как стать своим на приходе»

У нас маленький и, во многих моментах, дружный город. И приходы храмов тоже достаточно дружные — здесь крайне редко приходилось слышать чьи-то переживания на тему того, что человек в храме не может найти себя, влиться в существующую общину, почувствовать себя там своими... Но когда люди переезжают в другие города и селения, такая ситуация, к сожалению, складывается, и не так уж редко. Что делать?

Для начала попробуем понять — а чего мы ищем в желании стать «своими»?

Более короткого общения со священником? Нередко — да.

Приятельство со священниками

Хотя на эту тему сказано уже очень много, но из-за частоты подобных искушений скажем еще раз: короткие отношения прихожанина со священнослужителями ничуть не способствуют его духовному росту. Скорее, наоборот.

Для чего нам эти короткие, приятельские отношения? Чтобы лучше узнавать православную веру?

Но лучше всего ее узнавать из личного опыта делания заповедей и методичного чтения, списком которого мы можем интересоваться на исповеди. Читать, стараться применить прочитанное в деле, емко формулировать возникающие вопросы, осмысливать и задавать их в контексте исповеди... И снова читать и применять на деле то, что посоветовали — вот самый лучший способ знакомства с вопросами веры.

«Не работает»? Значит это либо «не ваш» священник, либо вы мало потрудились над тем, что уже узнали.

Если священник не подходит вам по вашему душевному устроению, то приятельские отношения будут лишь во вред. А если вы мало трудитесь, то дружеские посиделки с разговорами тоже не помогут. Останется, конечно, приятное ощущение того, что определенная работа проделана... приятное, но ложное.

Субординация

Кроме того, священник в Церкви — для мирянина старший, а приближение к старшим — испытание, которое далеко не все способны понести. Известный духовный писатель авва Дорофей, опираясь на опыт великих подвижников, прямо писал, что не всем полезно приближаться к старшим. Он писал это еще в V-VI веке и, поверьте, ничего в этом плане с тех пор не изменилось.

Способность верно выстраивать субординационные отношения зависит не только от достоинств человека, но и от душевного устроения, и, в особенности, от воспитания. Это целый пласт культуры... знакомства с которым многие лишены, увы, с рождения.

В большинстве случаев мы не умеем решать в этой области даже самые простые задачи. Например, справляться с ощущением «особы, приближенной к императору». Или отличать ситуации, в которых надо поддержать человека, от ситуаций, когда этот же человек не только имеет право, но и должен нас воспитывать — то есть: «настаивать, обличать, запрещать, поучать...» (2Тим. 4; 2)

И когда человек, не понимающий подобных вещей, сокращает с теми же священниками дистанцию, они для начала теряют возможность влиять на его духовное воспитание. А вскоре ситуация нестерпимо осложняется осуждением, потому что величину чужих личностей такой человек сблизи не умеет понять, а в их недостатки поневоле тычется носом.

Единомышленники

Ну а когда человек ищет приятельских отношений не со священником, а с другими прихожанами?

Понять его можно — все же мы существа общественные, стремление жить единомышленным обществом заложено в самой нашей природе, которая по образу и по подобию Святой Троицы. И когда у нас нет круга единомышленников, мы тоскуем.

Почему же эти приятельские отношения могут не складываться?

Если вы имеете дело с нормальной, здоровой общиной, то причины обычно следующие:

- люди вообще, а новоначальные в вере в частности, за добрым человеческим общением склонны забывать о Боге. И Бог, воспитывая нас, попускает нам одиночество;

- еще мы склонны забывать, что круг друзей и единомышленников — это не само собой разумеющееся утешение, а великая милость Божия. И это заблуждение тоже лечится одиночеством.

Но главное: невозможно прийти к единомыслию с людьми, если они гораздо больше нашего загружены, а мы этого не осознаем. Если вы имеете дело с хорошей церковной общиной, то ее члены обязательно будут жить насыщенной, а зачастую и перенасыщенной жизнью. Как минимум, они часто бывают на службах, алтарничают, читают/поют на клиросе (или учатся этому), помогают прибраться, украшают храм к праздникам. Преподают в воскресной школе, трудятся в каком-нибудь братстве/сестричестве, участвуют в жизни приходского военно-патриотического или спортивного клуба. Организуют спортивные соревнования, детские утренники, выходы на природу, выезды в летние лагеря...

А кто-то еще занимается и волонтерским движением, ходит к инвалидам, к старикам, к заключенным, ведет просветительскую работу в СМИ... всего не перечесть. И при всем том, они в большинстве еще и работают, и имеют семьи.

Новичок же нередко видит лишь то, что все пошли попить чайку, а его не позвали. Но если бы и позвали, то о чем говорить? Люди, которые много потрудились и сильно устали, и чайку попить садятся иначе, чем те, кто хочет просто пообщаться с хорошей компанией.

Общее дело

Так переводится слово Литургия. И жизнь церковной общины является естественным следствием того, что за Литургией она почувствовала себя Церковью — единым Телом Христовым. А что апостол Павел считает равно относящимся ко всем членам Церкви? (Рим. 12) Функции разные, да, но предполагается, что для блага Церкви все одинаково должны стараться — хотя и каждый на своем месте.

Однако материал с того и начинался, что у новичка нет своего места...

Да есть оно! — он просто его не видит. Возможно, смотрит не в ту сторону, а возможно в ту, но не там фокусируется. Как бывает в стереограммах: чтобы увидеть «секрет», нужно определенным образом сфокусировать взгляд. Также точно и тут — от человека требуется как-то иначе взглянуть на ситуацию.

Как именно, под каким углом?

Господь наш пришел не для того, чтобы Ему послужили, но чтобы Самому послужить! И для нас, христиан, служение должно стать важнейшей составляющей нашего христианского подвига.

Совершенно естественно, что большинство людей, едва придя к вере, не способно тотчас понести какое-то большое служение в силу своей христианской незрелости. Так же это часто бывает недоступно и в силу старости, болезненности, многодетности, перегруженности на работе и тому подобное.

Но всегда нашей помощи рады те, кто уже несет серьезное послушание! Не можешь принять на себя большое служение? Помоги в чем-то небольшом тому, кто может.

Ах, не рады? Что ж — это отдельная тема.

Почему нашей помощи бывают не рады

Обычно по четырем, вполне конкретным причинам.

Во-первых, когда мы склонны шантажировать своей нужностью. Вопрос так, вроде, и не ставится, но ведь сплошь и рядом мы за свою помощь требуем себе внимания.

Хотя, конечно, можно понять человека, которые делает очень много, и просит себе чуть-чуть внимания в качестве моральной поддержки. Но когда помощи мало, а требований считаться с нашим мнением — много, тогда чего стоит эта помощь? И еще очень показательны случаи, когда человек способен прямо и сознательно всех подвести, с мыслью — а вот помучайтесь-ка без меня! Любой начальник (а значит и настоятель, и архиерей), столкнувшись с этим хоть несколько раз, приходит к мысли, что лучше вообще без помощника, чем с таким...

Во-вторых, нашей помощи не будут рады, если мы своенравны и поперечны, если спорим и прекословим на каждое слово. Понятно, что каждое дело можно сделать несколькими способами, понятно, что некоторые из них более эффективны... но тот же авва Дорофей говорил, что выполнить дело — это лишь одна восьмая дела, а вот сохранить при этом мир — это семь восьмых. И даже там, где мир, вроде, явно не нарушается, поперечные помощники вытягивают из старшего столько сил, что он тоже говорит: лучше бы сделал сам!

Третья категория не любимых помощников — люди, которые фонтанируют идеями... а реализацию их возлагают на других. Как говорится: «Дайте мне двух помощников, и я все сделаю сам!» А иногда и еще хуже: «Я такую замечательную идею подал, а настоятель ее «зарезал!»

При ближайшем рассмотрении окажется, что замечательная идея была довольно-таки фантастичной... но человек искренне уверен, что если бы его послушались — все реализовалось бы само собой, и в декабре наступила бы весна и Торжество Православия.

И еще одна причина, банальная — это неумение себя вести. Отсутствие в нас такта, деликатности и приличных манер утомляет людей. А кто же обрадуется помощнику, который утомляет больше, чем помогает? И если мы не желаем проблему признать, если вместо «виноват, исправлюсь» говорим с пафосом: «я человек простой!», то перспектива стать полезным и послужить на благо народа Божия может отодвинуться от нас в необозримое будущее.

А есть ли оно у нас?

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

16