Меню
12+

Сетевое издание «Когалымский вестник»

08.01.2020 13:29 Среда
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 1 от 03.01.2020 г.

О РОЖДЕСТВЕ И НЕ ТОЛЬКО…

В преддверии Рождества, одного из самых значительных православных христианских праздников, в первом в этом году выпуске «Благовеста» мы публикуем размышления о вопросах веры инокини Натальи, насельницы патриаршего подворья Свято-Успенского Пюхтицкого ставропигиального женского монастыря.

ВОЗСТАВИТЬ ПАДШИЙ ОБРАЗ

В богослужебных текстах предпраздничных дней Рождества часто звучат слова: «Христос раждается прежде падший возставити образ». О чем здесь говорится?

Людей Бог сотворил по своему образу и подобию — они получили бессмертную, разумную душу, свободную волю, способность к святости и к творчеству... Но первые люди пали, и через их падение над человеческой природой воцарились грех и смерть. И вот Христос приходит в этот падший мир, чтобы исправить, поднять его из падения.

В чем заключалось падение первых людей? Это надо осознать, иначе неясно будет, в чем же заключался подвиг Христа Спасителя. А все слышали про какие-то съеденные в раю яблоки, и дело отнюдь не кажется хоть сколько-то серьезным. Ну, подумаешь, не послушались; ну, подумаешь, съели... Возможно, что именно поэтому и сам праздник Рождества воспринимается так же — ну, открытка с пещеркой, елочка и кулек с конфетами в подарок...

Бог рождается в человеческом образе в этом падшем мире, чтобы мерзнуть и голодать, болеть и уставать...Тосковать, тревожиться, страдать...Чтобы быть оболганным, униженным, запытанным до смерти! Видно, там, в раю произошло что-то иное, нежели «ну, подумаешь, съели...», если такой ценой пришлось искупать этот падший образ — человека. Что же?

Люди получили от Бога все благодеяния и одно небольшое ограничение. Дьявол же сделал для них только то, что оклеветал их Благодетеля. Ибо сказал, по сути, что Бог завидует людям и боится усиления их могущества, а потому не разрешает им есть плоды дерева познания добра и зла. И люди поверили!

Но даже и убедившись, что дьявол их обманул, будучи обличаемы от своей совести, они не пожелали покаяться и признать свою неправоту. Ева стала сваливать вину на дьявола, а Адам не усомнился возложить вину и на самого Бога. Ничем не изъяснимое предательство — так назвали святые отцы череду этих поступков. Предательство же не может оставить человека прежним — даже когда преданный прощает предателя, сам предатель повреждается своим поступком безмерно. А вместе с падшим человеком исказился и повредился весь мир, созданный для человека. И мы можем понять, сколь чудовищно было то падение, глядя на нынешний мир — склонный к хаосу и разрушению.

Христос рождается в этот мир, чтобы принять на себя все последствия нашего падения... Будем благоговеть перед этой тайной и преклоняться перед этим подвигом!

ИСКАТЬ ВОЛЮ БОЖИЮ

Нет, наверное, людей, которые хоть раз в жизни не почувствовали бы себя преданными. Но что такое предательство?

По самой этимологии слова, «предавать» значит «передавать» в чужие руки. А понятие «быть у кого-то в руках» даже и сейчас еще обозначает зависимость от другого человека, причем человека, настроенного не самым дружелюбным образом.

Итак, предать — это значит передать во враждебные руки того, с кем мы оказались по жизни чем-то сближены. Заметим, что не все враждебные руки заведомо неправые: если, например, бдительные граждане выследили или задержали преступника и передают его в руки правосудия, то никто не назовет это предательством.

В современном русском языке предательством называют такую «передачу» во враждебные руки, когда предатель связан с тем, кого он предает, какими-то доверительными, дружескими или благотворительными отношениями. Если мальчик сменил одну компанию на другую — это само по себе не предательство. И даже если его новые приятели относятся с прохладцей к его прежним приятелям — это тоже еще не предательство. Предательство — это если старые друзья были настоящими друзьями — переживали за него, помогали, поддерживали, а новые приятели поливают их грязью, обижают, высмеивают...

Здесь происходит нечто похожее на то, что произошло в саду Эдемском — Бог, который бесконечно заботился о людях, был ими отвергнут, а дьявол, который просто людям польстил, был ими принят. Поэтому и такого рода смена друзей обычно происходит по той простой причине, что к старым друзьям у человека выросло какое-то ревнивое, завистливое чувство, а новые друзья человеку льстят.

А как быть, если с новыми приятелями у человека, действительно, появляется много общих интересов? Вроде бы он и со старыми друзьями не ссорился и плохого им не желает, но просто с новыми интересней! Тут требуется немалая мудрость. Пусть рассмотрит человек, что получал он от прежнего круга общения — заботу, помощь, поддержку или, может быть, лишь пристрастия к праздности, болтовне и вредным привычкам... Если он приобретал в том кругу лишь дурное, не будет ничего предосудительного это дурное оставить и даже обсудить с новыми друзьями! Хотя и тут надо беречься, чтобы мера рассуждения не перешла в меру осуждения.

Если же от прежних друзей человек видел хорошее, а новые даже не скрывают к ним вражды, то дело дрянь. Да, с новыми может быть, действительно, интереснее. Человек может успокаивать себя мыслями, что он не станет принимать от них враждебные помыслы на старых друзей... Но есть два наблюдения на этот счет. Первое — нельзя не опалиться, войдя в огонь, вражда все равно просочится из круга общения человека в его душу. Второе — из дурного источника не бывает доброй воды — весь кажущийся интерес новой компании легко выльется во что-то нехорошее, если в ней культивируют вражду и превозношение...

Конечно, в человеческих отношениях бывает много всяких сложных случаев. Бывает, что тот, к кому обращен упрек в предательстве, действительно, не знает, что новое его окружение враждебно старым друзьям. И вот — друзья упрекают его в предательстве, а он думает, что они его просто ревнуют... А бывает и наоборот…Поэтому надо уметь дружелюбно выслушивать людей и стараться непредвзято разбираться во взаимных упреках и обвинениях. И надо делать это, действительно, беспристрастно — искать волю Божию в разрешении таких конфликтов! Потому что слишком важен этот вопрос, слишком страшен этот упрек — в предательстве. В замечательной христианской сказке Льюиса «Хроники Нарнии» Белая ведьма, символизирующая силы ада, говорит: «Предатели принадлежат мне! Их кровь — моя собственность!» А Данте поместил предателей в последнем, самом страшном круге ада. И мы понимаем, что это не просто измышления писателей! Ведь сама суть грехопадения сводилась именно к предательству.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

3